Наверняка каждой маме приходилось сталкиваться с детскими капризами, причем совершенно беспочвенными, причем совершенно из ряда вон выходящими. Как бороться с капризулями правильно, помогут разобраться простые, но дельные рекомендации от детских психологов.
Ребенок жалуется на то, что он устал, ничего не хочет делать. Отказывается от повседневных дел без каких-либо оснований и весомых причин. Для начала стоит разобраться, так ли это на самом деле. Проверьте, сколько было уроков, занимался ли ребенок физически и устал ли на уроке физ-ры или просто делает вид, что устал? Обычно жалобы на усталость трактуются довольно просто: «оставьте меня в покое». То есть ребенок дает понять, что никаких поручений выполнять ему не хочется, а причину ищет в утомлении, плохом самочувствии, чтобы оправдаться перед вами. Как поступать в таком случае, если вы точно знаете, что ребенок не устал, а это настоящие капризы?
Для начала предложите передохнуть, отвлечься от уроков и других важных дел, а например. Немного погулять. Если после какого-то времени после отдыха, капризы повторяются, то вы уже будете знать, что это за поведение. Реагировать нужно спокойно: «Ты же отдохнул, теперь пора приниматься за выполнение дел!». Сразу давайте понять, что вы в курсе этих маленьких хитростей и второй раз такое поведение «не прокатит».
Жалобы на скуку и «Что делать? Чем заняться?» чаще всего бывают у детей, которые, действительно, нуждаются в вашем внимании. Скорее всего, вы редко бываете вместе с детьми, они страдают от нехватки вашей заботы и ласки. Может, это не столь каприз, сколько реальный способ привлечь внимание на свою персону? Задумайтесь, прежде чем в очередной раз отталкивать от себя. Постарайтесь выделять больше времени для того, чтобы почитать, порисовать, поиграть с ребенком, погулять. Вот увидите, что жалобы такие прекратиться или же станут намного реже. Помимо нехватки внимания, ребенка может что-то беспокоить. Может. Его обижают в детском саду или школе? Постарайтесь аккуратно выяснить это, но не устраивайте малышу допрос. Иначе опять же отвернете его от себя.
Жалобы на одноклассников или других детей. Вариантов может быть очень много «Петя не дает мне свой пенал для карандашей», «Света бьет меня учебников по голове и запрещает трогать ее книжки». Если с такой жалобой к вам пришел маленький детсадовец, то это еще вполне нормально. В этом возрасте еще не все дети умеют делиться между собой игрушками или чем-то еще. А вот если к вам обращается школьник начальник классов, то здесь уже можно насторожиться. Скорее всего, у ребенка существуют проблемы в построении дружеских взаимоотношений со сверстниками. Если ребенок везде ищет виновных и не умеет самостоятельно анализировать свое поведение, то вероятно, он малообщителен и не научился контактировать с другими людьми. Это «выплывает» проблема замкнутости, стеснительности. Поговорите с ребенком, помогите ему наладить отношения с другими детьми, пригласите кого-то, с кем чаще всего общается сын или дочь в школе, домой, включите интересный мультик или кино. Испеките печенье и устройте маленький праздник. Это должно наладить отношение в детском коллективе.